РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ВОСПИТАННИКОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
29.05.2023
РОЛЬ
РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ВОСПИТАННИКОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Родители, заботясь о жизни и здоровье
своих детей дошкольного возраста, планируя свое взаимодействие с ними по
проблемам безопасного поведения в быту, социуме и на природе, в цифровой среде
могут опираться на знание важных психолого-педагогических особенностей развития
дошкольников. Дети дошкольного возраста импульсивны, низкий рост ограничивает
угол обзора и поле зрения, скорость реакции замедлена (по сравнению со
взрослыми), существует малая палитра отработанных паттернов (шаблонов)
поведения в типовых ситуациях, повышена потребность в двигательной
деятельности, присутствует неусидчивость, минимальна концентрация внимания и
способность сосредотачиваться на одном виде деятельности, особенно если она
монотонная и не вызывает интереса.
Внимание тяжело распределять и
переключать, завышено представление о своих возможностях, недостаточно
предвидение в ситуациях риска для жизни и здоровья, имеется потребность вести
себя как взрослые. Родители, воспитывая детей дошкольного возраста,
сталкиваются с постоянной дилеммой: как уравновесить детское «хочу» и
продиктованное требованиями безопасности для жизни «нужно» и «нельзя».
Формирование этической потребности
поступать так, как нужно, как принято в социуме, одобряется значимыми близкими,
семьей, интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте и позволяет
систематизировать усилия в области формирования безопасного поведения.
Значительно усиливаются способности планировать свое поведение, предвидеть
результат и последствия, организовывать совместные действия, развивается
способность моделировать свои действия в воображаемых условиях.
Совершенствуется интеллектуальная
готовность. Улучшаются умения совершать логические операции, переносить
полученные ранее знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их
последствия, выявлять причинно-следственные связи.
Все вышеперечисленные особенности развития
детей дошкольного возраста проявляются в особом микропространстве социализации:
уникальном семейном микроклимате, наполненном особыми детско-родительскими
отношениями, традициями, этнокультурными и религиозными особенностями, своей
иерархией ценностей, системой привычного поведения, стратегиями преодоления
трудностей, уникальным видением своего будущего.
Родители могут использовать не только
совместные игры с детьми для формирования основ безопасного поведения, но и
проблемные ситуации, которые решаются совместно, на регулярной основе, что
позволяет закреплять позитивные паттерны поведения как в быту, в социуме, так и
на природе, в том числе и цифровой среде