Экология
05.06.2023
Экологическое воспитание детей (из опыта работы)
16.06.2023
Воспитание
любви к природе - одна из главных задач современного дошкольного образования.
Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем
закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать
природу.
Именно в дошкольном
возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно,
так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто
живое.
Влияние
природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов,
тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился
и живёшь.
Экологическое
воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Именно
на этом этапе детства ребенок получает эмоциональное впечатление о природе,
накапливает представления о разных формах жизни.
Занятия в
детском саду являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с
природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и
последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного
окружения.
Экологическое
образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с
объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание
учувствовать в исследованиях, выполнять различные задания.
В своей работе я использую
следующие формы работы по экологическому воспитанию:
1.Образовательная деятельность;
2.Экскурсии, целевые прогулки;
3.Экологические праздники и досуги;
4. Ознакомление детей с природой в повседневной
жизни;
5. Труд детей в природе;
6. Организация выставок и творческих
работ;
7. Работа с родителями
В систему работы по экологическому
воспитанию дошкольников входит:
1. Ознакомление детей с природой.
2. Наблюдение за живыми объектами и
сезонными явлениями природы, целевые прогулки.
3. Создание условий для работы по
экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группе,
оснащение предметами для ухода за растениями.
4. Организация и проведение выставок,
конкурсов.
5. Создание фонда методического и
наглядно-иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания,
оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
6. Трудовая деятельность в природе.
7. Связь с воспитательно-образовательным
процессом, музыкальные праздники, проектная деятельность, экологические
досуги, конструирование из природного материала.
В младшем дошкольном возрасте
использую методы:
1. Наблюдение за живыми и неживыми
объектами.
2. Целевые прогулки в природу.
3. Игры – экспериментирования.
4. Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические
игры.
5. Организация игровых ситуаций.
6. Чтение детской природоведческой
литературы.
7. Рассматривание книг, картин,
иллюстраций о природе.
9. Беседы с детьми на экологические
темы.
10. Просмотр мультфильмов о природе.
11. Наблюдение за трудом взрослого в
природе.
12. Экологические досуги и праздники.
13. Проектная деятельность.
14. Театрализованная деятельность.
15. Продуктивная деятельность по экологической
тематике.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь
к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения.
Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети
систематически наблюдают, ухаживают за ними. Работа в уголке природы
формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает
представления детей о растениях, развивают эмоциональную отзывчивость и
разнообразие переживаний.