"Безопасность детей- превыше всего!"
06.06.2023
Безопасность детей- превыше всего!
Основной
навык безопасного поведения и отношения к собственной безопасности у ребенка
прививается в семье. Именно родители – первые учителя, их поступки – пример для
подражания. Родители начинают обучать детей задолго до того, как они попадут в
образовательную организацию.
Дети
– это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же
категориями, что и взрослых.
Предрасположенность
ребенка к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена
особенностями его психофизиологического развития:
неустойчивость
(непостоянство) и быстрое истощение нервной системы;
неспособность
правильно оценить обстановку;
быстрое
образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
процессы
раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
потребность
в движении преобладает над осторожностью;
специфичность
восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль и др.;
отсутствие
способности отделять важные факторы от менее важных;
недостаток
знаний об источниках опасности.
Дети
иначе, чем взрослые переходят дорогу.
Взрослые,
подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся
ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю проезжей части или
уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает переварить
информацию и дать правильную команду к действию.
Дети
младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира
игрушек.
Например,
что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на
месте так же мгновенно, как и игрушечные.
Рост
ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки.
Из-за
стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в тоже время
он сам не виден из-за машин водителям.
Оценка
движущегося транспорта подвержена влиянию контрастов.
Чем
больше транспортное средство, тем быстрее дети представляют его движение. При
приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок
реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность
небольшой машины, движущейся с большой скоростью.
Поле
зрения у детей на 15-20% уже, чем у взрослых.
Когда
дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Поэтому транспортные
средства слева и справа остаются ребенком не замеченными. Он видит только то,
что находится напротив.
Ребенок
до 8 лет еще плохо распознает источники звуков.
Он
слышит он только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые,
оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося
транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление.
Реакция
у ребенка, по сравнению с взрослыми, более замедленная.
Если
взрослому, чтобы отреагировать на опасность требуется 0,8 - 1 сек., то ребенку
необходимо 3 - 4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже
чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется
до 4 сек.
Дети
не в состоянии на бегу сразу же остановиться.
Поэтому
на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным
опозданием.
Дети
эмоциональны и импульсивны.
Их
внимание избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих
опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. Непредсказуемость
их поведения на дороге часто объясняется непроизвольностью их реакции на воспринятую
ситуацию. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание,
ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже
перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для
ребенка гораздо важнее, чем надвигающееся транспортное средство. Особенности
детского внимания. Оно избирательно и концентрируется не на предметах,
представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его
больше всего.
Надежная
ориентация «налево» и «направо» приобретается не ранее чем в 7-8-летнем возрасте,
а во многих случаях и позже.