Консультация для родителей "Экологические игры с детьми"
05.06.2023
Консультация для родителей
«Экологические игры дома»
Экологическая
культура, экологическое воспитание… Эта тема очень актуальна в наше время, так
как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и
растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими
катастрофами.
Воспитание
экологической культуры у дошкольников – поможет заложить в них бережное
отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира. Потребность
ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и
доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит их
проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего
прекрасного и ранимого окружающего мир.
Учитывая
возрастные особенности детей дошкольного возраста, экологическое воспитание
детей должно строиться на игровой основе, с большим включением разных видов
игр.
Самые
первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят родители, порой
сами того не подозревая. Прогулки на природе – в парках и скверах, часто
сопровождаются осмотром окружающих деревьев, травы, насекомых, словом, всего
того, что заинтересовало малыша в данный момент.
Игры
с экологическим содержанием помогут не только познакомить ребенка с окружающим
миром, но и сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на
бережное отношение к природе. Окажут влияние и на умственное развитие детей,
так как во время игр дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом
тренируются их внимание и память, развивается математическое мышление.
Обогатиться и словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений,
насекомых, научатся описывать их внешний вид.
Хотелось
бы познакомить Вас с различными видами игр экологической направленности,
которые вы сможете использовать для развития и воспитания своих детей дома, на
даче, на прогулках, в лесу, в транспорте, на пикнике, на пляже.
В
семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого
содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например:
«Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и т.д. Время от
времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить
названия растений и животных. Кроме того, рассматривая карточки лото, вместе
вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных:
поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках.
С
детьми можно играть и в словесно-дидактические игры, важной особенностью
словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и
мыслительные способности ребёнка.
Когда
взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем
заняться, предложите ему: - Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки,
а ты должен отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит
взрослый и кладёт в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа.
Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый
как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус
не сложно - каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и
назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, - сладкая. Можно
положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и т.д. Ребёнок
отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.
Можно предложить отгадывать
фрукты или овощи на ощупь ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки
яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и
назвать его. Игра способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и может
долго его занимать; её можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо
знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и
т.д.
В
самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Мама
с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин. Мама
рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасить
ожидание ребёнка, она предлагает поиграть. - Хочешь узнать, что я буду
покупать?- спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. - Я
буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты по описанию отгадай, что это.
Слушай: растёт в огороде, на грядке, сидит в земле долго; сама круглая с
хвостиком, тёмно-красная. Что это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это
свекла. Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать загадки-описания, это
будет способствовать развитию его речи. - Теперь ты придумай загадку. Сходи к
прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать.
Старайтесь чаще играть с
ребёнком в словесные игры - они не требуют особых условий и дополнительного
материала. Словесные игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а
также умение анализировать и описывать, они учат детей обобщать явления,
классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.